Нейрофизиологические особенности детей дошкольного возраста с тревожными расстройствами

Введение Тревожные расстройства встречаются у 7-15% детей популяции. Наиболее частым проявлением тревожных расстройств у детей дошкольного возраста являются страхи.

Введение

Тревожные расстройства встречаются у 7-15% детей популяции. Наиболее частым проявлением тревожных расстройств у детей дошкольного возраста являются страхи. В отличие от страха, который соотносится с определенным стимулом и объектом, тревога обычно беспредметна, иррациональна и не имеет конкретного стимула.

Согласно наблюдениям А.И. Захарова, наибольшая чувствительность к страхам, как у мальчиков, так и у девочек проявляется в 6 лет. К этому возрасту в основных чертах завершается созревание эмоциональной сферы, развивается воображение и умение ставить себя на место другого человека, что расширяет восприятие страхов и делает их переживание более глубоким. Для страхов детей дошкольного возраста характерны: монотематичность, простое конкретное содержание, приступообразный характер, сочетание с яркими, визуальными, пугающими образами.

Цель исследования . Изучить нейрофизиологические особенности (относительные спектры мощности основных диапазонов ЭЭГ на фоне закрытых глаз, уровень внимания и импульсивности) у детей дошкольного возраста с тревожными расстройствами по сравнению с практически здоровыми сверстниками.

Материалы и методы.

В исследовании приняли участие 64 ребенка в возрасте от 5 до 7 лет (31 девочка и 33 мальчика), страдающих тревожными расстройствами (по МКБ- 10 F93.1). Группа практически здоровых сверстников – 30 детей.

Регистрация электроэнцефалограммы (ЭЭГ) производилась с помощью 24-х ка- нального цифрового электроэнцефалографа с 19 мостиковых хлорсеребряных электродов, расположенных на поверхности головы в соответствии с международнойсистемой 10-20. Клиническая электроэнцефалограмма включала в себя регистрацию ЭЭГ при закрытых и при открытых глазах в течение 3-х минут и проведение стандартных функциональных проб. Рутинный анализ кривой состоял в оценке общего функционального состояния мозга, оценке тяжести изменений ЭЭГ и локализации патологических изменений. Относительная мощность ЭЭГ рассчитывалась и сравнивалась для записей «Глаза закрыты» в тета- (4-7 Гц), альфа1- (7-12 Гц), бета1-(14-20 Гц), бета2-диапазонах (20-30 Гц).

Для оценки уровня внимания и импульсивности использовался тест непрерывной деятельности TOVA (the Test of Variables of Attention). Тест основан на предъявлении испытуемому в случайном порядке значимых (требующих ответной реакции) и незначимых (не требующих ответной реакции) стимулов, появляющихся на экране компьютера в виде геометрических фигур. Данные TOVA включают оценку уровня невнимательности (ошибки пропусков значимых стимулов), импульсивности (ошибки ложных нажатий на кнопку), скорости переработки информации (время реакции).

Результаты и обсуждение.

Психофизиологическое исследование TOVA показало, что у детей с тревожными расстройствами выявляется статистически достоверное повышение показателей импульсивности, как в первой (p<0,05), так и во второй половине теста (p<0,05). Достоверных отличий по показателям невнимательности (p>0,05) и времени реакции (p>0,05) в обеих половинах теста не отмечается. Таким образом, результаты психофизиологического теста показали высокий уровень импульсивности у детей с тревожными расстройствами, что свидетельствует о снижении тормозного контроля. Тормозной контроль отражает способность отказа от привычного, но признанного неверным в данной ситуации, действия, или способность игнорировать нерелевантную информацию.

При рутинном анализе ЭЭГ на фоне закрытых глаз у большинства детей наблюдались следующие изменения: повышение амплитуды фоновой ЭЭГ, преимущественно в затылочно-теменных отведениях обоих полушарий, заостренность фоновой ритмики, в затылочных или затылочно-теменных отведениях обоих полушарий, часто регистрируются группы полиморфных заостренных волн, высокоамплитудные полифазные потенциалы, отмечается тенденция распространения альфа-активности или альфа-подобной тета-активности в лобно-центральные отведения обоих полушарий. При проведении статистического анализа данных относительной мощности ЭЭГ на фоне закрытых глаз между исследуемой группой детей и контрольной группой показал, что увеличение мощности волн альфа-диапазона в затылочно-теменных (O2,O1, Р3, Р4, Pz) и лобно-центральных (F3, Fz, F4, С3, Cz, С4) отведениях обоих полушарий было статистически достоверно (p<0,05). В теменно-центральных отведениях отмечалось увеличение мощности волн тета-диапазона, но данное увеличение было статистически не достоверно (p>0,05).

Проведенный анализ спектров мощности ЭЭГ свидетельствует об увеличении мощности альфа-диапазона в лобно-центральных отделах коры больших полушарий мозга, что указывает на снижение активирующих влияний и увеличение синхронизирующих влияний таламических структур, следствием чего является недостаточный уровень активации неокортикальных структур. Данные изменения могут объяснить снижение тормозного контроля и снижение способности игнорирования нецелевых стимулов в тесте TOVA.

Источник: НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТРЕВОЖНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Яковенко Е.А., Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Анисимова Т.И.

Сборник тезисов и материалов XXIV конгресса с международным участием давиденковские чтения. Под редакцией проф. Клочевой Е.Г., проф. Голдобина В.В. СПб.: 2022. – 396 с.

Последние новости

Реабилитация детей с особенностями в Тульской области

Министр труда и социальной защиты озвучила планы по улучшению условий для детей-инвалидов.

День информирования молодежи о профилактике СПИДа

Мероприятие прошло в парке культуры и отдыха и направлено на повышение осведомленности о ВИЧ.

Губернатор Тульской области оценил благоустройство Рогожинского парка

Дмитрий Миляев подчеркнул важность создания комфортных зон отдыха для жителей.

Card image

Как выбрать одноразовые станки для покупки?

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Таганроге на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *