Как физические нарушения у детей с ЦП влияют на возможность играть и что может сделать родитель

Почему дети с двигательными нарушениями редко играют? Для игры не созданы условия: ребенок находится в неудобной позе, возможно, неудобно или неустойчиво сидит (лежит, стоит); отсутствие игрушек,

Почему дети с двигательными нарушениями редко играют?

Для игры не созданы условия: ребенок находится в неудобной позе, возможно, неудобно или неустойчиво сидит (лежит, стоит); отсутствие игрушек, которые заинтересовали бы малыша, которые подходят ему по уровню развития; нет партнера по игре; игрушки вне зоны досягаемости ребенка.

Ребенку трудно двигать руками — это делает невозможной игру или затрудняет ее, осложняет экспериментирование с предметами, решение проблем практическим путем.

Проблемы с речью не дают возможности ребенку выразить его желание поиграть или отказаться от игры, руководить игрой или предложить свои правила.

Чем родители могут помочь? Поддерживайте игру ребенка

Поддержка игровой деятельности детей стимулирует у них развитие новых навыков, но при этом не обходится без нескольких важных действий со стороны взрослых.

Важно наладить общение с ребенком, исследовать его предпочтения и интересы . Это поможет собрать нужные материалы для игры, игрушки, а также обустроить окружающую среду, чтобы она работала на поддержание игры. Если игрушки подобраны в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка, вмешательства взрослого не потребуется.

Как обустроить окружающую среду , которая поможет ребенку экспериментировать?

Игрушки разнообразны по содержанию, сложности, новизне, способу действия. Помимо игрушек, у ребенка есть возможность пользоваться разными материалами, чтобы мять, сыпать, лить, рвать, рассыпать, собирать, пересыпать. Есть инструменты: совочки, ложки, метелочки, банки, ведерки, коробки.

Поддержите начало игры. Бережно относитесь к инициативе ребенка, не спешите предлагать ему какую-то игру — пусть он сам выберет то, что ему понравится. Для этого важно сделать так, чтобы ребенок видел все игрушки, а взрослый был готов понять ребенка. Если часть игрушек хранится в шкафах или коробках, можно сделать фотографии, чтобы дети могли смотреть и выбирать.

Если ребенок пассивен, предложите ему поиграть с вами . Попытайтесь абстрагироваться от видимого уровня способностей ребенка при выборе игр или игрушек.

Попробуйте сначала предложить сыну или дочери игру, которая соответствует их возрасту. Часто дети могут гораздо больше, чем кажется взрослым.

Чтобы выбрать ребенку подходящие игрушки , можно задать себе вопросы: «Была бы игрушка, которую я предлагаю ребенку с двигательными нарушениями, интересна его сверстнику? Будет ли она интересна ребенку, будет ли она его мотивировать играть? Будет ли игра с этой игрушкой способствовать развитию ребенка?» Понятно, что ребенку с двигательными нарушениями будет нужна поддержка, чтобы играть с этой игрушкой, но это уже вопросы адаптации и модификации, о которых речь пойдет дальше.

Развивайте инициативу ребенка. Напоминайте ему, как вы интересно играли в прошлый раз, предложите выбрать игру снова. Если это вызовет трудности, предложите что-то сами на выбор из нескольких игрушек — это поможет малышу сориентироваться и проявить собственное желание.

Используйте разные приемы , чтобы поддержать игру ребенка:

следование, присоединение к игре ребенка; комментирование (называние) — «говорение в воздух» без ожидания ответа ребенка; моделирование — «параллельная игра», когда взрослый играет рядом с ребенком, но в свою игру — ребенок может наблюдать за взрослым и создавать в своей голове новые модели игровой деятельности; невидимая поддержка: взрослый устраивает появление событий внутри игры, увеличивая возможный успех ребенка, — например, незаметно придерживает башню в процессе ее строительства; помогает поставить машинку на трассу и толкнуть ее; слегка дует на свечку, помогая ее задуть.

Предоставьте себя в качестве самой интересной и главной игрушки . Если ребенок не может совершать необходимых для игры движений руками, станьте его «руками». Пусть он руководит вами, например, при собирании матрешки, строительстве дорожки, сортировке игрушек, просеивании гороха.

Кроме того, взрослому важно стать партнером по игре для своего ребенка, когда речь пойдет о социальных играх — в «дочки-матери», в «школу». Более того, именно взрослый расскажет о возможных социальных ролях, объяснит, как играть. Это поможет детям с двигательными нарушениями получить и развить навыки отношений со сверстниками.

Адаптируйте и модифицируйте игрушки и окружающую среду под потребности ребенка

Чтобы ребенок находился в удобном положении для игры — сидя, а не лежа на спине или животе, например, — можно использовать специальное оборудование.

Многие игрушки, которые двигаются и дают обратную связь в ответ на касание (звонок, огоньки, песенки), не требуют адаптации. Дети могут играть, совершая простые движения, например, при помощи специального контактора включая и выключая их.

Например, ребенок двух лет с двигательными нарушениями умел удерживать вложенную в его руку игрушку. Но когда ему предложили взять погремушку и потрясти ею, интерес был очень кратким — погремушка заинтересовала малыша на пару минут. Игрушка же, в которой нужно было нажимать на разных фигурки животных, чтобы они прятались, а затем жать на кнопку, крутить рычаг или колесико, чтобы фигурки выскакивали обратно, ребенка увлекла на полчаса — он осваивал разные способы «добывания» животных. При этом он быстро осваивал новые движения руками, включил в игру две руки одновременно.

Для многих детей с двигательными нарушениями необходимо приспосабливать игрушки, например, добавляя какие-то элементы, которые позволят облегчить ребенку схватывание игрушки, позволят стабилизировать или изменить ее традиционное расположение. Например:

утолщающая насадка для фломастера позволит хорошо удерживать его и рисовать; приклеенные к игрушке пластмассовые кольца облегчат ее схватывание; тесьма, приклеенная к углам страницы книги, поможет их перевернуть; магнитная повязка на руку может служить удочкой в игре «рыбалка»; мелкие игрушки можно размещать на крышке коробки: бортики помещают им выпасть при не слишком ловких движениях ребенка; приклеивание магнитных полосок или нескользящего материала ко дну игрушек стабилизирует их; полезно использовать большие электронные кнопки-выключатели, которые можно надавить любой частью тела; некоторые игрушки можно подвесить к потолку, и тогда они останутся в пределах досягаемости ребенка (мячи, люльки для кукол); заводные игрушки можно поместить внутрь обруча, и они не «уйдут» далеко от ребенка.

Если изменить подход, то и ребенок с тяжелыми двигательными нарушениями сможет играть. Для кого-то из детей нужна адаптация игрушек, кому-то — компетентные партнеры в игре. Кому-то — и то, и другое. Но самое главное, о чем важно помнить родителям особых детей, — настоящая игра, которая приносит радость и удовольствие, способствует развитию.

      Материал подготовила  медицинский психолог Юндалова Т.А.     

Последние новости

Жители Тульской области примут участие в актуализации Программы развития региона

На совещании по оперативным вопросам под председательством врио Губернатора Тульской области Дмитрия Миляева обсудили вопросы актуализации Программы развития региона в связи с новыми задачами и целями,

Тульская область станет пилотным регионом по внедрению новой системы обратной связи с бизнесом

5 июля на Кавказском инвестиционном форуме обсудили механизмы поддержки инвестиционной активности.

16 июля в Тульской области ожидается дождь и до +33°С

По информации Тульского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, 16 июля, на территории региона переменная облачность, местами кратковременный дождь, гроза.

Card image

Тех, кто реже будет пользоваться услугами такси и чаще — общественным транспортом, может стать больше.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *